Работая
классным руководителем, я сталкиваюсь с проблемой воспитания. Очень часто
родители жалуются на отсутствие взаимопонимания со своими детьми, поэтому я
решила обратиться к этой теме.
В.А.Сухомлинский
призывал родителей уважать детское желание быть хорошим, беречь его как самое
тонкоедвижение человеческой души, не
злоупотреблять своей властью, не превращать ее в деспотическое самодурство.
Авторитет и авторитарность –
однокоренные слова, но смысловое значение разное. Авторитарность означает
злоупотребление властью, а авторитет – использование своей власти для
полноценного развития ребенка.
Авторитет
нельзя заработать, завоевать властью, принуждением, подавлением. Педагогическое
взаимодействие предусматривает контакты взрослого с ребенком, следствием
которых являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях. Как правило, все считают себя любящими
родителями, что естественно. Любовь – одно из высших проявлений духовности
человека. Но любовь не просто эмоциональное отношение к другому человеку, а
сложная работа, деятельность по преодолению себя, собственного эгоцентризма,
это специфическая деятельность по усилению личностного начала вдругом, открытие в нем ценностей и
перспектив. Несомненно, родительская любовь -определяющий фактор в воспитании ребенка. Любовь к нему составляет
основу родительского авторитета.
Обязанность
родителей – ставить перед детьми ограничения, учить их на примерах и
наставлениях. Дети могут сопротивляться, капризничать, протестовать, но
родители вправе настаиватьна разумном
поведении детей. Родители всегда должны оставаться на лидирующих позициях. Как
сохранить такие позиции? Прежде всего нужно стремиться к достижению
психологической уравновешенности. Спокойствие родителей – залог
уравновешенности ребенка. Если этого качества нет , его нужно вырабатывать. Быть
авторитетным родителем, значит настойчиво работать над собой, строить отношения
на основе взаимного уважения, доверия.
Особенно
трудно сохранить авторитет в период вступления детей в подростковый период,
когда проявляется критическое отношение к окружающим, происходит переоценка
ценностей. Прежде всего такой переоценке подвергаются родители. Поиск новых
авторитетов вполне естественен, особенно в подростковом возрасте, когда дети
ищут близкий по духу идеал, героя для подражания. И вот именно в этот период
родители должны быть наиболее терпимы, должны контролировать себя, а не винить
во всем ребенка. Чем лучше родители научатся разбираться в себе и жить в
согласии с собой, тем больше пользы принесут своему ребенку.
А.С.Макаренко
считал, что авторитет не дается от природы – его нужно зарабатывать!
«Искусство воспитания имеет ту
особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, иным – делом
легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человеку с ним знаком,
теоретически или практически»К.Д.Ушинский.
Встречаются родители, которые
зарабатывают авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы их
слушались, что и составляет их цель. На самом деле это цель ложная. Существует
много видовложного авторитета:
- Авторитет подавления – какправило таким авторитетом обладают отцы. Отец постоянно сердит, за
каждый проступок брань, грубость, ремень. Такой отцовский террор держит в
страхе всю семью и развивает детскую трусость, детскую ложь, и в то же время
жестокость.
- Авторитет
расстояния –родители считают, что
дети должны их слушаться, с ними нужно меньше разговаривать, подальше от них
держаться.
- Авторитет
чванства – некоторые люди считают, что они наиболее заслуженные, самые важные
деятели, демонстрируют эту важность. Постепенно начинают чваниться и дети.
- Авторитет
педантизма – внимание уделяют, больше работают с детьми, но как бюрократы они
уверены, что каждое слово дети должны воспринимать с трепетом, интересы детей
проходят мимо таких родителей, незаметно, как и вся жизнь детей.
- Авторитет
любви –самый распространенный вид
ложного авторитета. Многие родители убеждены, чтобы дети слушались нужно, чтобы
они любили родителей, а чтобы заслужить эту любовь, нужно на каждом шагу
показывать свою родительскую любовь. Нежные слова сыплются как из рога
изобилия. Ребенок все должен делать из любви к родителям. Это очень опасный вид
авторитета, он воспитывает неискренних и лживых эгоистов и часто первыми
жертвами эгоизма становятся родители.
- Авторитет доброты – можно все.Постепенно дети начинают командовать,
капризничать, требовать.
- Авторитет дружбы – отец и сын,
мать и дочь могут и должны быть друзьями, но если дружба достигает крайних
пределов, воспитание прекращается и начинается противоположный процесс.
- Авторитет подкупа – самый безнравственный авторитет,
платят за оценки, «будешь слушаться – куплю то-то, будешь слушаться – пойдем в
цирк», и т.д.
Мы
рассмотрели несколько видов ложного авторитета, но бывает и так, что родители
вообще не думаютни о каком авторитете,
отец придерживается одного вида авторитета, мать – другого. Детям в этом случае
приходится быть лишь умелыми дипломатами и научиться лавировать между мамой и
папой.Конечно, есть семьи где родители
вообще не обращают внимания на детей, думают только о своем спокойствии, и, к
сожалению, таких родителей становится все больше.
В
чем же должен состоять настоящий родительский авторитет? Опираясь на свой опыт матери, классного руководителя, я
считаю что главнымоснованием
родительского авторитета должны быть жизнь и работа родителей, их поведение.
Они должны интересоваться жизнью детей, знать все, что с ними происходит.
Авторитет знания приведет к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывают
случаи, когда он не знает как поступить, нуждается в совете и помощи. Может он
не сможет попросить помощи, но родители должны сами ее оказать.
Родительская помощь не должна
быть навязчивой, в некоторых случаях дети должны сами решить проблему.
Ответственность – важная линия родительского авторитета. Дети должны знать, что
вы отвечаете не только за себя, но и за него перед обществом и другими людьми.
Действительный авторитет родителей основывается на знании жизни ребенка, на
оказании своевременной помощи ему и на ответственности за его воспитание.
Список
рекомендованной литературы:
Божович Л.И. Личность и ее
формирование в детском возрасте.- М., 1968.
Сухомлинский В. А. Не только
разумом, но и сердцем... ., М., 1986
Сухомлинский В. А. О воспитании.,
М., 1979.
Макаренко А.С. Собрание сочинений
в 4-х томах. – М: Правда, 1987.
Макаренко А.С. Педагогические
сочинения в 8 томах. М: Педагогика1984.
Макаренко А.С. О воспитании – М:
Политиздат, 1990.
К. Д. Ушинский О роли русского
языка в воспитании человека